Круглый стол

«Развитие творческих способностей у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие школы-интерната

с детскими домами».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас в нашей школе.

Сегодня мы поговорим с вами о взаимодействии образовательной организации с детскими домами по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

На круглом столе педагоги нашей школы поделятся своим опытом работы с воспитанниками детских домов, а также представят работу по взаимодействию с коллегами, которые работают в детских домах.

Мы приглашаем вас также, принять активное участие в обсуждении данной темы.

Хотелось бы коротко познакомить гостей с нашей школой.

В образовательной организации обучается 171 учащийся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые воспитываются в семье, а также 17 воспитанников детских домов.

Образовательный процесс состоит из учебной деятельности, занятости воспитанников в группе продленного дня во внеурочное время, а также при школе действует интернат, где 60 учащихся из отдаленных районов города находятся на круглосуточном пребывании.

Ребятам в нашей школе некогда скучать, т.к. они постоянно находятся в разных видах деятельности.

Наша школа – это дом, в котором каждый ребёнок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

Поэтому при планировании учебно-воспитательной работы педагоги школы учитывают интересы каждого воспитанника.

Творчество доступно всем детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. А нам взрослым нужно только помочь ему, раскрыть способность реализовать себя в том или ином виде творческой деятельности.

Большое внимание в нашей школе уделяется развитию у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей.

Работа по данному направлению в основном проводится во внеурочное время. Это участие ребят в традиционных праздниках, в общешкольных мероприятиях, тематических декадниках, классных и групповых занятиях, занятиях дополнительного образования.

Воспитанники нашей школы в стенах учреждения в этом учебном году посещают 10 кружков и спортивных секций. Также на базе школы и на базе учреждений дополнительного образования проводят занятия с воспитанниками педагоги Художественно-эстетической школы, Станции юных натуралистов, Городского дворца творчества юных.

Ежемесячно в школе организованы выставки поделок и рисунков к традиционным праздникам, к знаменательным датам, к коллективно-творческим делам, к предметным декадникам, к родительским собраниям.

Наши ребята ежегодно принимают участие в городских и областных выставках, на которых получают множество призов, их работы отмечены большим количеством дипломов и грамот.

Многие ребята нашей школы, имеющие сложный дефект и обучающиеся на дому посещают занятия по дополнительному образованию в благотворительном фонде  «Евраз» Урал общественной организации художников «Авторы явлений».

В этом учебном году дважды в школе этой организацией были проведены большие мероприятия, это фотовыставка детских работ «Веселый горошек» и персональная выставка рисунков «Ось любви» выпускницы нашей школы Кошкиной Алены, которая прошла совсем недавно, 15 апреля, а организатором выставок была Татьяна Камешкова.

У наших воспитанников в последнее время появилось очень много друзей, это ребята из отряда волонтеров городской организации «Красный крест» при медицинском колледже, студенты Нижнетагильского педагогического колледжа и техникума жилищно-коммунального хозяйства. Они часто посещают нашу школу с благотворительными акциями, проводят для учащихся мастер-классы, принимают участие в наших традиционных мероприятиях. Не забывают приглашать и нас в свою образовательную организацию на различные мероприятия, спортивные состязания, благотворительные спектакли.

Уже много лет мы сотрудничаем с общественной организацией «Городской родительский комитет», под руководством Анны Межовой. Эта организация помогает школе решить вопросы семейного воспитания, выезжает с социальной службой в неблагополучные семьи, для малообеспеченных детей организовывает сбор вещей, игрушек, помогает организовать посещение мероприятий в развлекательных центрах и экскурсии в музеи города.

Также интересы детей педагоги школы стараются удовлетворить, налаживая и укрепляя связи с различными культурными учреждениями города.

Наши малыши частые гости Нижнетагильского кукольного театра, городского дворца творчества юных. Старшие ребята любят ходить на просмотры фильмов в кинотеатр «Киномакс», посещают городские музеи, а также выезжают на экскурсии за пределы города.

Все проводимые мероприятия педагогами нашей школы и организациями города позволяют развивать у воспитанников с ОВЗ творческие способности, формируют у них художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а также способствует их социализации.

Безусловно, взрослым, которые находятся рядом с детьми, необходимо, бережное отношение к ним – к их душам. Детство проходит быстро. И очень хотелось бы, чтобы наши дети его помнили и, став взрослыми, возвращались мысленно каждый в свою детскую страну и брали из нее все, что им необходимо.

Коллектив нашей школы и педагогический, и ученический – это большая, дружная и сплоченная семья.

Поэтому, не остаются без внимания и ребята из детских домов. Они находятся в постоянной совместной деятельности с педагогами и другими воспитанниками школы. Ученики также активно участвуют в творческой жизни, принимают участие в городских, областных, региональных конкурсах и фестивалях.

С учреждениями для детей – сирот и детей, оставшимися без попечения родителей наша школа сотрудничает уже много лет. Это детский дом №4, детский дом №5 и детский дом №6.

За долгие годы между нашей школой и детскими домами сложились очень тесные и дружественные взаимоотношения. Цель, которых является: «Подготовить выпускников к самостоятельной жизни, создав для них социально-педагогические условия для успешной социализации и самореализации». А достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей-сирот можно только при активном взаимодействии педагогов школы и детского дома.

На сегодняшний день огромное значение в работе школы и детских домов имеет продуманная и чётко организованная система сотрудничества, которая предполагает участие всех специалистов, включаяпедагогического, психологического, медицинскогои социального сопровождения.

Для того, чтобы результат работы с детьми-сиротами был положительным наша школа и детские дома в начале учебного года составляют совместный план по которому работают в течение года.

Особая роль в работе с детьми-сиротами отведена в школе классным руководителям и воспитателям группы продленного дня, которые владеют информацией о каждом ребенке и стараются правильно выстроить психолого-педагогическое сопровождение, чтобы помочь ученику в формировании жизненной позиции, решить проблемы обучения и воспитания каждого ребенка.

Педагоги нашей школы дают ученикам не только знания, но стараются воспитывать в них уважение к взрослым и сверстникам. Также учат детей мыслить, чувствовать, любить, заботится об окружающих.

А для сотрудников детского дома важной задачей является быть в курсе всех школьных дел детей: их учебы, поведения, занятий в кружках, секциях, общения и отношений со сверстниками, т.к. именно школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.

По взаимному согласованию педагоги детских домов посещают уроки в тех классах, где учатся воспитанники, просматривают их дневники, тетради, беседуют с классными руководителями и учителями- предметниками.

Не остаются без участия наши коллеги в общественной жизни школы, они часто со своими воспитанниками принимают активное участие в школьных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Так в 2014 году педагоги детского дома №5 и №6 показали свое творческое мастерство в мероприятии «Мама, папа и я – дружная семья» в рамках областного круглого стола, где специалисты со своими воспитанниками выступали в различных конкурсах, как единая семья.

Да и возникшие проблемы с учениками мы решаем также сообща. Совместно с коллегами обсуждаются вопросы поведения и воспитания на заседаниях Совета по профилактике. Социальные педагоги, педагоги-психологи при участии администрации составляют реабилитационные программы для воспитанников «Группы риска», планируют профилактические мероприятия с учениками.

Также наши коллеги принимают активное участие в педагогических советах школы, общешкольных родительских собраниях, совместных методических объединениях, в школьных и классных мероприятиях.

Конечно же и мы не остаемся без участия в мероприятиях, которые проводятся в детских домах. Нас часто приглашают наши коллеги на семинары, Дни открытых дверей, различные детские праздники.

Да и ребята очень бывают рады, когда наши педагоги просто посещают их во время каникул. Они много рассказывают о своем доме, чем занимаются в свободное время, знакомят со своими друзьями.

Мы стараемся, чтобы наше сотрудничество с детскими домами имело целостный и последовательный характер. Чтобы проблемы детского дома и образовательной организации решались не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет,правильно находить пути решение различных проблем.

Презентация